C 1 января 2022 года на ФНС России возлагаются функции по выпуску квалифицированной электронной подписи для юридических лиц (лиц, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), индивидуальных предпринимателей и нотариусов.
С 1 июля 2021 года лица, имеющие право действовать без доверенности от имени организации, и индивидуальные предприниматели смогут подать заявление на выпуск КЭП через «Личный кабинет налогоплательщика».
ФНС напоминает, что с 1 января 2022 года вступают в силу следующие ограничения:
Квалифицированную электронную подпись кредитных организаций, операторов платежных систем, некредитных финансовых организаций и индивидуальных предпринимателей можно будет получить в Удостоверяющем центре Центрального банка Российской Федерации;
Квалифицированную электронную подпись должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственному органу или органу местного самоуправления организации можно будет получить в Удостоверяющем центре Федерального Казначейства;
Квалифицированную электронную подпись физических лиц, а также лиц, действующих от имени юридического лица по доверенности, можно будет получить в коммерческих удостоверяющих центрах после их переаккредитации.
Чтобы обеспечить «бесшовный» переход от платной к соответствующей безвозмездной государственной услуге по выпуску электронной подписи с 1 июля получить квалифицированную электронную подпись можно будет в Удостоверяющем центре ФНС России.
Сделать это смогут все юридические лица и индивидуальные предприниматели с учетом следующих ограничений:
Удостоверяющий центр ФНС России бесплатно выдает квалифицированные сертификаты только для юридических лиц (как правило, генеральному директору, который действует от лица компании без доверенности), индивидуальных предпринимателей и нотариусов;
Квалифицированный сертификат физического лица, а также лица, планирующего действовать от имени юридического лица по доверенности, можно получить в коммерческих аккредитованных удостоверяющих центрах;
Квалифицированные сертификаты для заявителей, указанных в п.1, выпускаются территориальными налоговыми органами по предварительной записи. Заявитель должен лично предоставить заявление на выпуск КЭП, паспорт и СНИЛС в налоговый орган и пройти процедуру идентификации.
Квалифицированный сертификат записывается на предоставляемый заявителем носитель ключевой информации, сертифицированный ФСТЭК России или ФСБ России. Это необходимо для обеспечения конфиденциальности ключей электронной подписи пользователя, исключения риска их компрометации и использования без ведома владельца. УЦ ФНС России поддерживает ключевые носители формата USB Тип-А, в частности: Рутокен ЭЦП 2.0, Рутокен S, Рутокен Lite, JaCarta-2 SE (JaCarta-2 PKI/ГОСТ/SE), JaCarta LT, JaCarta-2 ГОСТ, JaCarta-2 PKI/ГОСТ, JaCarta PKI, ESMART Token, ESMART Token ГОСТ, а также иные, соответствующие установленным требованиям.
Приобрести такие носители можно у нас (стоимость 1500 руб). Кроме того, можно использовать уже имеющиеся носители при условии их соответствия требованиям. Один ключевой носитель может использоваться для хранения нескольких (до 32 экз.) КЭП и сертификатов к ним, выданных как коммерческими, так и государственными УЦ.
Порядок получения электронной подписи.
Кто может обратиться за услугой по выдаче квалифицированной электронной подписи (ЭП) в Удостоверяющий центр ФНС России:
Юридические лица (подпись выдается лицам, действующим без доверенности от имени организации);
Индивидуальные предприниматели;
Нотариусы.
Куда можно обратиться за получением электронной подписи?
Услуга по выдаче квалифицированной подписи будет предоставляться в операционных залах налоговых органов региона.
Какие документы необходимы для получения электронной подписи в УЦ ФНС России?
Документ, удостоверяющий личность;
СНИЛС;
Носитель ключевой информации (токен) для записи сертификата и ключа электронной подписи;
Документацию на ключевой носитель информации - сертификат соответствия ФСТЭК или ФСБ России. В случае применения носителя со встроенным средством криптографической защиты информации (СКЗИ) – формуляр на СКЗИ и сертификат соответствия ФСБ России. Можно использовать скан-копию сертификатов соответствия с сайтов ФСТЭК или ФСБ России или производителей носителей ключевой информации.
Что еще потребуется?
Для использования ЭП необходимо установить средства СКЗИ:
КриптоПро CSP
Где можно использовать ЭП?
На всех электронных площадках и сервисах.
При предоставлении налоговых деклараций (расчетов):
Через операторов электронного документооборота;
Через сервис «Представление налоговой и бухгалтерской отчетности в электронной форме» на сайте
www.nalog.gov.ru
В нашей организации можно приобрести Лицензия на право использования СКЗИ "КриптоПро CSP" (от 2700 руб.) и Рутокен Lite 64КБ с сертификатом ФСТЭК в индивидуальной упаковке (1500 руб.)
При покупке комплекта Лицензия на право использования СКЗИ "КриптоПро CSP" версии 4.0/версии 5.0 на одном рабочем месте + Рутокен стоимость 4000 руб.